Государственная политика по работе с молодежью (из советского опыта)

В советское время система работы с талантливой молодёжью никогда не выделялась в отдельный приоритет. Однако на самом деле такая система, причём во многом передовая для своего времени, была создана. Главный посыл советской государственной молодёжной политики заключался в максимально полном развитии молодёжи, а отсюда уже следовало то, что наиболее талантливые и инициативные могли себя в этой системе проявить.
Ещё В.И. Ленин в своей речи о задачах союзов молодёжи определил два ключевых направления работы с молодёжью – повышение её образовательного уровня и труд, направленный на решение стратегических задач развития общества. С точки зрения современной социологии эти два направления являются исключительно эффективными средствами социализации, что позволяет говорить об актуальности данных мер для современности.
Особое значение в модернизации Советского Союза имели, как известно, крупные инфраструктурные и промышленные проекты. И здесь кадровой базой преобразований стала именно молодёжь. Разумеется, это обставлялось идеологическими лозунгами об особой роли молодёжи. Поддержка молодёжных инициатив, героизация образа передовика производства давала серьёзные результаты на критически важных направлениях научно-технологического развития.
Стахановское движение было не только средством ускоренного внедрения известных инновационных технологий и подходов, но и пропагандой инновационного поведения в целом. Провозглашалось, что каждый на своём рабочем месте или в трудовом коллективе может благодаря личной инициативе, энтузиазму и творчеству поднять производительность и качество труда, внося, таким образом, вклад в решение задач стратегического развития и роста благосостояния советского общества.
В области научно-технического творчества комсомол организовывал смотры по изысканию и использованию резервов производства. В частности: конкурсы рационализаторов и изобретателей; выставки молодых новаторов; состязания молодых рабочих по профессиям на звание «лучший токарь», «лучший фрезеровщик», «лучший пахарь» и т.п. Также в СССР поиск талантливой молодежи осуществлялся в основном через предметные Всесоюзные олимпиады.
Выигравшие Олимпиады школьники получали поощрение, кроме льгот для поступления в вузы, в основном, в виде поездки в Международный пионерский лагерь «Артек» или Всесоюзный лагерь «Орленок». В этих лагерях школьники получали действительно неоценимый опыт общения со сверстниками из разных стран и регионов России, а через участия в разнообразных мероприятиях лагерей – и толчок к собственному творческому развитию.
Огромную роль в развитии научно-технического потенциала молодёжи играла такая организация как ДОСААФ. Хотя организация не провозглашалась молодёжной, основные её усилия были направлены на молодых. Целями ДОСААФ являлось содействие укреплению обороноспособности страны в области: организации и проведения военно-патриотического воспитания граждан, развития авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта, технического творчества молодёжи, подготовки граждан по военно-учётным специальностям, подготовки кадров массовых технических профессий.
К наиболее известным мероприятиям системы военно-технической и научно-технической подготовки относят систему «Ворошиловских стрелков» (в частности, для получения высшей степени требовалось успешно выполнить стрельбу только из боевой винтовки), Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) и некоторые другие. В 1930-е годы к молодёжной среде были обращены лозунги «Комсомолец, на самолет!» и «От модели — к планеру, от планера — на самолет!», которые привели в авиацию десятки тысяч юношей и девушек.
Но официально в советском государстве государственная молодёжная политика не признавалась как отдельное направление государственной политики. О государственной молодёжной политике писалось лишь в связи с зарубежным опытом и обычно в критическом или по крайней мере в скептическом тоне. Особенно важное место в официальной идеологии занимала мысль о том, что советское общество – это общество реально равных возможностей для выходцев из любых социальных групп, и в этом обществе нет места «элитарным» воззрением.
Это означает, что система работы с талантливой молодёжью никогда не выделялась в отдельный приоритет. Практически не разрабатывались какие-либо специальные критерии отнесения молодого человека к категории талантливых. Так достигался максимальный охват молодёжной аудитории и наиболее полная реализация потенциала молодёжи.

Курс лекций
МГГУ им. М. А. Шолохова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *