Из истории Дмитровского экскаваторного завода

В 1929 году в связи созданием Московского экономического округа завод из местной промышленности перешел в ведение Металлотреста Московского областного совета народного хозяйства (МОСНХ), объединявшего 10 предприятий и получил наименование «Дмитровский чугунно-меднолитейный и механический завод №4 Металлотреста МОСНХ».

Завод начал производить глиномялки, камнедробилки, мельничные поставы «Смычка», различное черное литье, а также выполнял механические работы.

В связи с резко возросшим объемом и номенклатуры выпускаемой продукции в том же году был построен кирпичный корпус для литейного цеха, где была установлена вагранка мощностью плавки до 1,5 тонны и площадью форм заливки до 300 кв. м. Освободившееся здание было передано под токарно-механический цех. Здание бывшей гребеночной фабрики было переоборудовано под слесарный цех, где также производилась сборка шлакодробилок.

В 1931 году завод передается в ведение треста «Государственный всесоюзный трест по производству машин и оборудования для стройиндустрии и промышленности строительных материалов (Главстроймашина) Главного управления среднего машиностроения Главного управления машиностроения и металлообработки ВСНХ СССР». Одновременно предприятие получает задание наладить выпуск цементных пушек.

В 1933 году Главстроймашина поручает Дмитровскому заводу освоить выпуск первого советского цепного траншейного экскаватора МК-I (ЭТ-251), предназначенного для отрытия траншей глубиной до 2,25 метров с целью прокладки водопроводов и канализационных систем. Он оборудовался десятью ковшами на цепном приводе и имел производительность 80 куб. м. Проектирование экскаватора началось в 1931 году во Всесоюзной проектно-технической конторой экскаваторостроения (ВТКЭ, она же «Проектэкскаватор»), выделенной в марте того же года из состава Ленинградского научно-исследовательского института машиностроения (ЛенНИИМаш). Проектирование было закончено в 1933 году, тогда же проект был передан на Дмитровский экскаваторный завод.

Инженерно-технический персонал и коллектив завода под руководством директора завода С.П. Русакова, главного конструктора М.Б. Арвана и главного технолога И.А. Руднева взялись за выполнение поставленной задачи. И уже в январе 1934 года первый экскаватор был готов.

Выпуск экскаваторов осуществлялся на основе широкой кооперации со смежными предприятиями. Так стальное литье поставлялось Ленинградским заводом «Ленметаллургстрой» и Костромским экскаваторным заводом «Рабочий металлист» Народного Комиссариата тяжелой промышленности, роликовые цепи — московский завод «Ракомза», двигатели — автомобильный завод имени Сталина (с 1956 г. — им. Лихачева) и т.д.

В рапорте завода в адрес Накромтяжпрома и Московского городского комитета ВКП(б) было сказано, что экскаватор был изготовлен в ходе социалистического соревнования, посвящённого XII съезду партии. При самом активном участии комсомольцев Дмитровского экскаваторного завода. Благодаря освоению производства этих экскаваторов СССР перестал зависеть от закупки аналогичной техники за рубежом.

На фото: рабочие Дмитровского экскаваторного завода с пионерами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *